Все дороги ведут к Моцарту

  • 07-01-2021
  • комментариев

Малия Бенди-Мерад, Рафаэль Бремар и Абду Уологем в «Волшебной флейте».

Когда я недавно работал над портретом баритона Сэнфорда Сильвана для этой газеты, я посмотрел DVD-запись одного из спектаклей, которые принесли ему широкую известность в оперном мире. Это было в одном из культовых спектаклей 1980-х годов: в версии Питера Селларса «Così fan tutte» Моцарта.

Спектакль стал известен как «закусочная Così», но в своем первоначальном воплощении он был примерно таким же специфическим, как locavore, как может получить опера. Первые выступления состоялись в 1984 году на фестивале Castle Hill в прибрежном городке Ипсвич, штат Массачусетс. Обеденный набор был не просто закусочной, а придорожным заведением, которое сразу узнал бы любой из зрителей, вроде тех, что были разбросаны по близлежащей трассе 1A.

Неудивительно, что эта постановка была из оперы Моцарта, как и две другие оперы, которые принесли г-ну Селларсу признание в блестящий ранний период его карьеры: Дон Жуан, действие которого происходит в испанском Гарлеме, и Le Nozze di Figaro в пентхаусе у Trump Tower. Из крупных оперных композиторов только Вагнер предлагает более естественное пространство, чем Моцарт, для такого рода обновления и концептуального преобразования, но произведения Моцарта всегда были более непосредственными и привлекательными. Зрители любят их, и они награждают режиссеров их драматической остротой и полными человеческими персонажами.

Они тоже бросают вызов режиссерам. Моцарт остается дикой картой оперного канона, с тонким тоном, который почти невозможно уловить, переходя от фарса к трагедии в ходе сцены, никогда не показываясь слишком много. Штраус застенчиво повторил свою сладостно-горькую горечь, но нет другого композитора, который создавал бы оперы столь изысканно неоднозначные, как Моцарт. Конец «Così» похож на один из тех романов «сам выбирай приключение»; Непонятно, что случилось с обломками двух молодых отношений в центре сюжета, и даже кто в итоге женится на ком, - дело рук.

Но оперы Моцарта стали настолько привычными, что иногда становятся само собой разумеющимся. Многие до сих пор считают, что это спектакли из театра «Шедевр», инертные и воспитанные. По крайней мере, это удручающий вывод, который можно сделать из постановок Così в двух самых важных оперных театрах мира, одном в Метрополитен-опера, который был возвращен в прошлом сезоне, и одном в Парижской опере, возрождение, которое я видел в прошлом месяце. Хорошо освещенные и лишенные идей, оба заинтересованы в опере скорее из-за ее живописных аспектов, чем из ее психологической глубины или эстетической изысканности.

Чтобы добиться этих качеств, нам придется подождать до марта, когда представит Нью-Йоркская опера. Производство Così Кристофера Олдена. Его «Дон Жуан» для Городской оперы в 2009 году был посвящен всему спектру эмоций произведения, как его жуткости, так и горькой комичности; Этим летом в Лондоне он поставил захватывающую версию «Сон в летнюю ночь» Бриттена, которая была даже лучше. Он работает на вершине своей игры.

В июне в Барселоне я видел постановку «Волшебной флейты» Моцарта легендарного режиссера Питера Брука, чья «Трагедия Кармен» была смелой и влиятельной адаптацией публики Бизе. -приятно. (Много путешествовавшая постановка «Флейта» отправилась из Испании в Нью-Йорк для показа на фестивале Линкольн-центра.)

Жестом одновременно скромным и претенциозным г-н Брук назвал свою постановку «Волшебная флейта». очевидно, используя неопределенный артикль, чтобы предположить, что его версия - лишь одна из многих возможных. Как бы то ни было.

В других известных операх Моцарта, включая Così, Фигаро и Джованни, поется все либретто. «Волшебная флейта», с другой стороны, представляет собой зингшпиль, жанр, сочетающий в себе разговорные диалоги, специальные эффекты (особенно заметны магия и фэнтези) и замкнутые музыкальные номера. Это ближе к оперетте или современному музыкальному театру, чем к тому, что мы сегодня называем оперой. Выступления имеют тенденцию быть беспокойными, с возможностью импровизации и резким отклонением от сценария. Это был авангардный водевиль.

Для «Волшебной флейты» мистер Брук и его сотрудники превратили оперу в аккуратный камерный ритуал. В исполнении одного трудолюбивого пианиста, новая партитура перетекает от фрагмента к фрагменту оригинала в стиле, который во многом повторяет известные фортепианные переложения Листа, но не имеет их напыщенности; эффект виртуозный и приятный, но в то же время прозрачный и расплывчатый, как у Дебюсси на «Ксанаксе». Актерский состав был сокращен до самого необходимого: главных героев и двух актеров, которые служат рабочими сцены и источниками универсального мистического вмешательства. (В спектакле, который я видел, оба актера были чернокожими, и неудобное, неудачное воспоминание о стереотипе «магическогоНегр », используя оккультные силы, чтобы облегчить любовный заговор белых главных героев.)

Сценарий был прост, сцена голая, за исключением стилизованного леса неукрашенных шестов, которые были взяты и использованы в качестве импровизированного реквизита и индикаторы сцен. Молодой состав был превосходен, и повсюду всплывали новые идеи: Королева ночи, обычно далекая и властная, с ее ослепительно высокой колоратурой, была здесь просто еще одной девушкой, раненной и сердитой.

Но в целом эффект был слабым. Под видом свежего переосмысления постановка отнеслась к произведению с ошеломляющим почтением. Все это обладало элегантностью, которая была агрессивной до уныния. Пение было прекрасным, аранжировка фортепиано - красивой и продуманной. Но не было никаких признаков жизни, не говоря уже о водевиле. Это было бескровно и скучно.

Это было не могло не быть дальше от недавней записи оперы Рене Якобса, последней из его великолепной серии о Моцарте на лейбле Harmonia Mundi. Карьера звукозаписи идет захватывающе и захватывающе - хорошо, иногда изнурительно - через музыку. Интерпретация мистера Джейкобса может сбивать с толку, пока вы к ней не привыкнете. Певцы и оркестр не всегда ждут друг друга; они постоянно заканчивают предложения друг друга и идут дальше. В этом есть антиквариат, ощущение, что все может сорваться с рельсов. Это очень сильно отличается от того, что мы сегодня считаем идеальным выступлением.

Темпы ускоряются и замедляются непредсказуемо. Инструменты выступают из оркестровых текстур, которых я никогда раньше не слышал; есть импровизационные отрывки, которые были бы естественны при первом исполнении произведения, но теперь они странные и новые. Слушая его, я, как и все великолепные Моцарты мистера Джейкобса, испытал жуткое ощущение, что я был там, в Вене конца 18 века. Кажется, именно так оно и должно было быть: вся энергия и ослепление, непредсказуемость и жизнь, которые, должно быть, получили от него первые зрители.

На прошлой неделе произошла совсем другая форма эта непредсказуемость и энергия в новой постановке «Дон Жуан» под управлением Ивана Фишера, представленной в рамках фестиваля «В основном Моцарта» Линкольн-центра. Сначала казалось, что в шоу будет еще больше драгоценности в стиле Питера Брука. Когда зрители сели на сцену, они увидели несколько фигур, полностью покрытых пепельно-серым мелом, как скульптуры Джорджа Сигала. Они сидели в разных позах, серьезные и неподвижные.

Однако, в отличие от «Волшебной флейты», здесь элегантность имела интеллектуальный вес. Как и в постановке «Дон Джованни» в городской опере Олдена, в постановке Фишера исследуется центральная тематическая задача произведения: повторение, неспособность остановиться. В своей программной заметке он прямо связал это с проблемой зависимости, и настроение постановки было настроением наркомана, страдающего от изоляции и долгих одиноких часов. Маскировки персонажей, их трудности с идентификацией друг друга нашли отражение в анонимности и взаимозаменяемости серых фигур, которые, будучи живыми и мертвыми, управляемыми и свободными, стали хором и статистами. Я как никогда прежде осознавал жалкую неспособность персонажей изменить свои обстоятельства; Моцарт и его великий либреттист Лоренцо да Понте создали психику, которая была зеркалом неизменных социальных фактов, классов, которые отказывались сдвинуться с места.

Все это было сделано на двух маленьких платформах и на голой сцене, декорации. даже более щадящим, чем был у мистера Олдена. Оба спектакля, два из лучших в Нью-Йорке за последние годы, подняли планку для следующего крупного Моцарта на горизонте: новая постановка Метрополитена «Дон Джованни», выходящая в октябре и поставленная Майклом Грэндэджем, который выиграл премию «Тони». в прошлом году для Red.

В четверг выдающийся Будапештский фестивальный оркестр г-на Фишера сыграл со свирепой точностью. Актерский состав, особенно Лаура Айкин в роли отчаявшейся Донны Анны и Хосе Фардилья в роли попеременно кричащего и подавленного Лепорелло, был превосходен, с богатыми, полными голосами и щедрой, страстной игрой. Как и в «Волшебной флейте» мистера Джейкобса, было мимолетное ощущение полной подлинности. Вы можете себе представить, именно это Моцарт хотел, чтобы мы увидели.

editorial@observer.com

Малия Бенди-Мерад, Рафаэль Бремар, и Абду Уологем в «Волшебной флейте».

комментариев

Добавить комментарий