Захватит ли китайский технический бум Кремниевую долину? Разговор с Кай-Фу Ли

  • 25-01-2021
  • комментариев

Кай-Фу Ли, председатель и главный исполнительный директор Sinovation. ГРЭГ БЕЙКЕР / AFP / Getty Images

Кай-Фу Ли, бывший президент Google China, который покинул поисковый гигант в 2009 году и с тех пор работал в авангарде технической сферы Китая, не верит, что Google имеет хорошие шансы вернуться в Китай. Фактически, он бы не советовал какой-либо американской технологической компании сейчас расширяться в Китай - и наоборот - потому что две страны превратились в две «параллельные вселенные» с совершенно разными рыночными условиями и бизнес-правилами.

< p> Это один из ключевых выводов новой книги Ли, AI. Сверхдержавы: Китай, Кремниевая долина и Новый мировой порядок, углубленное обсуждение настоящего и будущего искусственного интеллекта; где Китай и США участвуют в игре; и что двум странам нужно знать друг о друге.

Ли - редкий руководитель в техническом сообществе, имеющий непосредственный опыт работы как в США, так и в Китае. Он родился на Тайване, но вырос в Теннесси. В 1988 году, когда ему было 26 лет, Ли разработал первую в мире систему распознавания речи в рамках своей докторской диссертации по информатике в Университете Карнеги-Меллона. После непродолжительного обучения в академической среде, когда ему было чуть больше 20, Ли продолжил работу в инженерных и исполнительных должностях в Microsoft, Apple и Google более десяти лет.

В 2006 году он возглавил первый (и единственный) Google. усилия по расширению в материковом Китае. Хотя китайская версия поисковой системы просуществовала всего четыре года, прежде чем полностью покинуть рынок, непродолжительный опыт работы в Пекине стал поворотным моментом в карьере Ли.

В 2009 году, за несколько месяцев до закрытия Google. в своем китайском филиале Ли покинул компанию, чтобы основать Sinovation, венчурную компанию в Пекине, целью которой является открытие собственных технологических гигантов Китая будущего. С момента своего основания Sinovation инкубирует 57 «единорогов» (стартапов стоимостью более 1 миллиарда долларов) в сфере СМИ, электронной коммерции, образования, цифровых платежей и робототехники.

Подпишитесь на бизнес-бюллетень Observer

< p> Ли не планирует в ближайшее время возвращаться в США. Но в последние недели его видели на конференциях в Сан-Франциско и Нью-Йорке, где он продвигал свою новую книгу и разговаривал с американскими технологическими лидерами о Китае.

В интервью Observer в прошлом месяце Ли поделился своими наблюдениями по поводу Китая. быстрорастущий, но часто неправильно понимаемый технологический сектор, обсудил его сильные стороны и проблемы и объяснил, почему он считает, что у «чрезмерно джентльменского» мира Кремниевой долины не будет никаких шансов, если когда-либо произойдет противостояние между технологическими секторами США и Китая. < / p>

Как вы думаете, какие недоразумения у американцев обычно возникают в отношении китайских технологических компаний?

Поработав в обеих странах, я вижу, что появляются две очень сильные сверхдержавы. Некоторые люди думают о Китае как о конкуренте США, но эти два рынка больше похожи на параллельные вселенные; они разные, но одинаково мощные. Я думаю, они должны знать друг друга. Это одна из причин, по которой я написал эту книгу.

Меня также беспокоит, что многие американцы считают китайские компании подражателями или даже нарушителями интеллектуальной собственности. Но Китай законно создал свой собственный ИИ. промышленность из частного сектора, и есть много практик, которые стоит изучить американским предпринимателям и бизнес-школам.

Но разве некоторые из популярных технологических продуктов Китая не очень похожи на модифицированную версию изобретений Кремниевой долины?

Как что?

Например, приложение для обмена сообщениями WeChat от Tencent выглядело очень похоже на WhatsApp, когда впервые появилось.

Ну, они были представлены на рынке на самом деле примерно в то же время. И сегодня WeChat намного лучше, чем WhatsApp.

(WhatsApp был выпущен в январе 2009 года. WeChat был запущен в январе 2011 года.)

Я хочу сказать, что Китай прошел через несколько фаз. Да, было время чистого подражания. Но на этапе WeChat это было больше похоже на то, чтобы осмотреться и интегрировать все идеи, которые видят [предприниматели], включая их собственные, а затем быстро превратить эти идеи в отличный продукт.

Сегодня, когда мы смотрим на лучшие технологические продукты в Китае, такие как Toutiao (платформа новостей и информационного контента) и Meituan-Dianping (служба обзора ресторанов и доставки еды), они на 100% являются китайскими инновациями, а не подражателями.

Реальность такова, что китайские компании вводят новшества не меньше, чем американские, хотя я действительно думаю, что китайская культура не так осуждает подражание, как американцы. Но это скорее вопрос культуры, а не бизнеса.

Бывший генеральный директор Google Эрик Шмидт и Ли на презентации Google China 12 апреля 2006 года в Пекине. Гуан Ню / Getty Images

В своей книге вы выдвигали аргумент, что Китай превзойдет США в области искусственного интеллекта. инновации, потому что Китай имеет преимущества в четырех областях: много данных, трудолюбивые предприниматели, умный искусственный интеллект. ученые и благоприятная политическая среда. Меня больше всего интересует последний. Чем политическая среда Китая лучше, чем в Америке для ИИ? инновации и инновации в целом?

Самый простой способ взглянуть на это - это пример автономных грузовиков.

Беспилотные грузовики необходимо протестировать на шоссе, прежде чем двигаться по местным дорогам , потому что шоссе безопаснее и предсказуемее. В США профсоюз водителей грузовиков (Международное братство водителей) лоббировал Конгресс (в 2017 г.), чтобы заблокировать тестирование автономных грузовиков из-за опасений потери работы, тогда как в Китае правительство фактически построило шоссе, специально предназначенное для тестирования самообслуживания. вождение транспортных средств (с датчиками, установленными под дорогами) для облегчения проекта.

Итак, вы скажете мне, какой из них будет впереди игры? Это правда, что сейчас США занимают лидирующие позиции в области технологий, но если политика правительства не позволяет вам тестировать беспилотные грузовики на шоссе, вы никогда не собираетесь выпускать их на рынок.

Но могло ли быть и наоборот? Если вдруг политика Пекина направлена ​​против технологий, у него будет очень мало шансов выступить за перемены, не так ли?

Китайское правительство - это то, что я называю техно-утилитарным правительством. Они очень практичны в том, чтобы позволить запускать новые технологии первыми, а если что-то пойдет не так, они выходят и регулируют.

Американский подход, как правило, таков: давайте все обсудим и попытаемся принять закон, а затем мы разберемся, что будет после этого.

Благоприятное для технологий правительство даст Китаю преимущество. Очевидно, что если вы проведете технологичную политику, чтобы способствовать чему-то катастрофическому, это может иметь неприятные последствия. Но в то же время Китай очень быстро улавливает бреши и способен их использовать. Возьмем, к примеру, криптовалюту. Правительство на какое-то время пустило его в ход, а когда казалось, что он сошёл с конвейера, правительство закрыло все криптобиржи (в сентябре 2017 года).

Китайский гигант по обмену поездками Didi Chuxing (который поглотил китайский бизнес Uber в 2016 году), недавно попал под огонь критики после того, как водитель Диди изнасиловал и убил пассажирку. Это было второе подобное убийство с участием Диди в этом году. Эта новость напомнила мне о столь же трагических инцидентах в Uber в первые дни его существования. Считаете ли вы такие инциденты примером того, как молодые, быстрорастущие технологические стартапы Китая в чем-то повторяют американский путь?

Нет. Я считаю, что стартапы делают ошибки и учатся. Например, на заре YouTube был разрешен пиратский контент; именно так они превзошли видеоплатформу Google. Но после того, как Google купил YouTube, он стал лучше соблюдать законы об авторском праве.

Вы знаете, я бы не стал делать чрезмерные экстраполяции из этих отдельных инцидентов. Я не думаю, что можно так определять компанию.

Но публика так не видит вещей. Это могут быть разовые инциденты, но именно так люди формируют свое мнение о компании.

Верно. Управление компанией - трудная работа. Вот почему генеральный директор - это работа, которую A.I. не заменим (смеется).

Давайте представим случай, когда беспилотный автомобиль Uber случайно убивает человека, переходящего улицу. Очевидно, водители-люди могут совершить ту же ошибку. Предположим, что вероятность того, что водитель-человек убьет пешехода, составляет пять из миллиона, а вероятность для автономного транспортного средства - четыре из миллиона. Если это правда, значит, автономные транспортные средства безопаснее людей-водителей. Но если СМИ решат усилить только четыре аварии, которые может вызвать автономное транспортное средство, это замедлит развертывание всех автономных транспортных средств.

Итак, я думаю, что сенсация в СМИ без учета общей картины является потенциальным препятствием для технологические инновации в любой стране.

Ли выступил с докладом на TED о будущем искусственного интеллекта 12 апреля 2018 года в Ванкувере, Канада. ГЛЕНН ЧАПМАН / AFP / Getty Images

Как бы вы описали предпринимательство в Китае? Как люди там управляют компаниями?

Китайские предприниматели невероятно крутые и трудолюбивые. Часто можно увидеть, как один человек возглавляет компанию на всех направлениях и ведет все сверху вниз.

Кроме того, конкуренция жесткая, поэтому им приходится постоянно все оттачивать, чтобы добиться идеального результата.

Американские предприниматели занимаются легкими делами высокого уровня. Например, Yelp и OpenTable. Они существуют только на одном уровне ресторанной индустрии. Они не хотят спускаться на один уровень и доставлять еду покупателям. Но Meituan (который начал свою деятельность в 2010 году как сервис, предлагающий обзоры ресторанов и купоны) проделал тяжелую работу; Oнинанял 600 000 человек для доставки еды на электрических мопедах и сохранил стоимость доставки на уровне 70 центов за заказ. Meituan полностью изменил то, как люди едят в Китае, потому что они могут доставить еду к вам домой менее чем за 30 минут, включая время приготовления, при практически нулевой стоимости доставки.

Так компания создала огромный спрос и заработала валовая выручка всего за несколько лет и стала публичной по оценке в 60 миллиардов долларов.

Американские предприниматели не желают выполнять тяжелую грязную работу. OpenTable, Groupon и Yelp не могут изменить привычки людей. Все, что они делают, - это небольшие удобства, небольшие информационные порталы, чтобы можно было немного монетизировать привычки людей в еде [и] расходах.

Чему американские предприниматели могут научиться у своих китайских коллег?

< p> Во-первых, я думаю, они должны принять тот факт, что существуют и другие формы предпринимательства за пределами Кремниевой долины. Если вы верите, что существует только одна форма предпринимательства, она помешает вам чему-либо научиться.

В частности, я думаю, что американские основатели должны научиться ценить быстрое исполнение. Вы можете потратить время на создание идеального проекта, но могут быть компании, которые работают быстрее, и в конечном итоге съедят вас заживо.

И, наконец, я думаю, что в потных есть ценность. Некрасивая оперативная работа. Американские предприниматели, как правило, не ценят операционное превосходство, но оптимизация бизнеса так же важна, как и творчество. Возьмем для примера тайваньские полупроводниковые компании. Они так же ценны, как Intel и другие американские полупроводниковые компании, но для Intel то, что они делают, - это просто ворчание. «Мы изобрели это, а вы, ребята, просто делаете однообразную грязную работу», - сказала бы Intel. Но грязная работа так же важна, как и ваша работа. Так что я действительно думаю, что американское предпринимательство потенциально окажется под угрозой, по крайней мере, не идеально оптимизировано, если они будут продолжать просто сливать верхний слой технологической индустрии и позволять другим людям делать черную работу.

Я думаю, что пора признать и понять рост предпринимательства в Китае. Он может быть не таким великолепным, как Стив Джобс или Илон Маск, но он создает мощные и ценные компании. И эти компании изменили жизнь людей к лучшему.

Американские компании не бросают друг другу вызов в такой степени, как китайские. Америка - джентльменское место. Это как в хорошем районе, где ты живешь в своем доме, а я живу в своем; мы иногда навещаем друг друга и вместе едим; время от времени мы соревнуемся, но в целом мы корпоративные.

Видите ли вы, что Китай в конечном итоге добьется этого?

Ни разу за миллион лет.

Наконец, я хочу спросить Вы о плане возвращения Google в Китай. Вы предприняли первую попытку в Китае десять лет назад, но в конце концов она не сработала. Как вы оцениваете шансы Google на успех на этот раз?

Я думаю, это будет очень и очень сложно. Существующие интернет-гиганты Китая прочно закрепились на рынке. Кроме того, как я уже сказал, «параллельные вселенные» представляют собой очень разные наборы пользовательских привычек и программных возможностей. Это не только Google. Сейчас любому американцу так сложно.

комментариев

Добавить комментарий